воскресенье, 3 июля 2011 г.

Искусство Римской империи

И вот опять настал момент минутки искусствоведения! Все радуемся и ликуем, а кому не интересно - проходим молча мимо.
Напоминаю, ради наилучшего усвоения информации я взялась пересказывать сюда пройденный мною материал. Нынешняя тема: "Искусство Римской империи". Тема большая, потому я ее разделю на 2 части, первую из которых, расскажу сейчас. Как всегда не поскуплюсь на картинки, ибо в учебнике их практически нет, а без них все воспринимается хуже и менее интересно.

 Внимание-внимание!


Искусство Римской империи.     
Октавиан Август (Гай Ю́лий Це́зарь А́вгуст)
В конце 1 в. до н.э. Римское государство приходит к военной диктатуре, под воздействием борьбы сословий, гражданских войн, сотрясаясь под восстанием рабов и превращается из Республики в Империю.  Первым римским императором становится Октавиан, титулованный Августом, т.е. божественным (27 г. до н.э. -14 г. н.э.).  Октавиана прославляла различная римская литература, поэзия и изобразительное искусство. Стали изображать Октавиана и других императоров в многочисленных идеализированных статуях, беря за образец греческое искусство - так называемый августовский классицизм в период правления Октавиана. Полуобнаженные фигуры напоминали греческих атлетов 5в. до н.э. и всему был придан внешний пафос - модель была героизирована. Иногда, даже, императора изображали в образе бога, чаще всего Юпитера.

Алтарь мира.
Театр Марцелла
Римляне стали создателем так называемого исторического рельефа. Стена Алтаря мира (13-9 гг. до н.э.), установлена на Марсовом поле в Риме и украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира. В торжественной процессии принимают участие Август, его семья, приближенные и сенаторы. Каждый император искал славы, потому сооружал новые площади, зрелищные сооружения и административные здания. Октавиану Августу приписывают слова Светония: "Я взял Рим глиняным, я оставляю его мраморным". И, прежде всего, он расширил Форум, восстановил некоторые знания на нем (например, Базилику Юлия), также построил театр Марцелла (14 г. до н.э.).

Колизей (реконструкция) 
При Флавиях (родовое имя в Древнем Риме), императорах Веспасиане и Тите, в 75 - 82 гг. н.э. был построен грандиозный амфитеатр для гладиаторских боев Колизей (от лат. слова "колоссеум" - колоссальный, но по мнению некоторых исследователей, слово "Колизей" возникло потому, что у амфитеатра Фавиев была поставлена статуя Нерона в 39 м высотой, и позже переделанная в фигуру Гелиоса на манер Колосса Родосского), по типу которого и по сегодняшний день сооружают стадионы. В плане Колизей представляет собой эллипс длиной 188 м, а шириной 156 м. Стена 50 м высотой состоит из трех ярусов сводчатых арок, а последний (четвертый) - глухой и разделен лишь окнами. Первый ярус  украшен полуколоннами дорического ордера, второй - ионического, третий - коринфского, а последний - коринфскими пилястрами. Верхний ярус сохранил кронштейны для натягивания тента от непогоды или солнца. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. Под ареной Колизея были размещены помещения гладиаторов, клетки для зверей и система водоснабжения. На арене могло сражаться сразу до 3000 пар гладиаторов! На арене, затопив ее водой, можно было разыгрывать морские бои. Арка и свод, как цилиндрический, так и крестовой (основные конструкции Колизея), бетон в сочетании с кирпичом и мрамором - травертином, примененные в строительстве, стали вкладом римлян в мировое зодчество. В середине века и вплоть до 18 в. Колизей служил каменоломней, потому он так плохо сохранился.

Триумфальная арка Тита
Также римлянам принадлежит тип триумфальной арки, одно-, трех- и пятипролетной, в честь какого-нибудь императора. Так, в 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная Триумфальная арка (5, 33 м шириной) на священной дороге, которая ведет к Капитолийскому холму через римский Форум. Мраморная арка (высота около 20 м) служила, по сути, постаментом для скульптуры Тита. В аттике над пролетом была высечена посвятительная надпись, арку украшали рельефные изображения победного шествия римлян в сложных ракурсах и движении.


Улицы Помпеи
Атриум
В 79 году было извержение Везувия от которого погибли несколько городов неподалеку от Неаполя - Помпеи, Стабии и Геркуланум. Раскопки Помпеи были начаты в 18 в. и показали жизнь римского города с 20 000 населением, его планировку, устройство жилищ и их убранство. Раскопки идут и по сей день, в результате их открылись довольно широкие улицы, торговая площадь, административные здания, храмы, мастерские ремесленников, гладиаторская школа, жилые дома - одно- ли двухэтажные, их бетона или кирпича, с черепичными крышами. Дом делился на 2 части. Официальным центром был атриум (центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища (домуса), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения)с бассейном посередине, крыша над бассейном поддерживалась  4-мя колоннами и имела отверстие для наполнения бассейна дождевой водой и для освещения.

Перистиль дома Веттиев
Этот принцип был заимствован у этрусков и римлян, в центре бассейна был фонтан со статуей. В другой части дома, где протекала жизнь семьи, обязательным быль перистиль - это внутренний двор прямоугольной формы, который был заимствован римлянами у греков - любимое место отдыха земли. Фонтаны, ниши и статуи обильно украшали перистиль. Вокруг атриума и перистиля группировались хозяйственные и жилые помещения.


Фигурка фавна
Полы, конечно же в богатых домах, украшались мозаикой - наборной живописью из естественных горных пород или разноцветных морских камешков - гальки, а также цветной стеклянной смальтой (цветное искусственное стекло). В доме Фавна в Помеях (дом получил такое название от бронзовой фигурки Фавна, которая находится в фонтане) нашли мозаику площадью в 15 кв. м, она изображала битву Александра Македонского с персидским царем Дарием (деталь мозаики на первой картинке). Замечательно передано напряжение битвы, переданы портретные характеристики греческого полководца и воинов, изображены их одежды и оружие.

Мозаика с изображением битвы Александра Македонского с царем Дарием
Посвящение в дионисийские таинства.
Фреска виллы Мистерий, Помпеи.
В доме стены расписаны фресками, во 2 в. до н.э. фреска чаще всего подражала цветному мрамору и различным породам камня, чему римляне научились от греков (инкрустрационный стиль). В 1 в. до н.э.(еще в период Республики) росписи несколько изменились - они стали включать разные архитектурные детали, такие как колонны, карнизы, пилястры, капители, иногда это большие многофигурные композиции, как, например, сцена мистерии посвященной культу Диониса, на красном фоне стены в Вилле мистерий близ Помпеи. Поражают гармонией и пластикой движений фигуры Диониса его жены Адрианы, участников мистерии и танцовщиц. Колорит архитектурного стиля изыскан и сложен: золотисто-желтое,  золотисто-розовое сочетается с сиреневым, пурпурным и лиловым. Позднее (уже в период  Империи) создается третий стиль, который довольно часто называют "египтизирующим" или "канделябрным" - по египетским мотивам и по мотиву, больше всего напоминающему канделябр.

В 1 в. н.э. (особенно во второй половине) росписи наполняются изображением фантастической архитектуры, визуально расширяющие пространства комнат, изображаются сады и парки, долины, реки, холмя и площади, жанровые сцены, натюрморты (н-р, дом в Геркулануме). В центре изображения пишется сцена на мифологический сюжет (фантастический стиль). 


Продолжение следует..

Комментариев нет:

Отправить комментарий