среда, 21 сентября 2011 г.

Искусство средневековья


А теперь, минутка искусствоведения. Рассмотрим главные особенности средневекового искусства. 


5 век принято считать началом новой эпохи - феодальное образование, длившееся более тысячелетия (с 5 века, до середины 17в), так называемые средние века идущие от падения Западной Римской империи до начала революций в Англии и Нидерландах.

Средневековую историю принято делить на три периода: 6-11 вв. - ранее средневековье, период становления феодализма; 12-15 вв. - классическое средневековье, развитой феодализм; 16- первая половина 17 в. - позднее средневековье, период упадка феодализма.

В ряде европейских стран, например в Италии и Нидерландах, в период позднего феодализма началось образование бюргерства (средний слой городского населения западноевропейского средневекового города, состоявший гл.  обр.  из самостоят.  мастеров ремесленников и средних и мелких торговцев) и капиталистических отношений. В этот период происходила борьба в сфере новой гуманистической культуры (идеологической) с феодальной. Новой культурой и искусством бюргерство стремилось приблизить свою победу над феодальными силами. В этом, в основном, и заключается сложная и противоречивая эпоха Ренессанса. Хотя искусство Возрождения развивалось на границе еще не полностью разрушенного феодализма, по сравнению с предшествующим периодом это был уже совсем иной путь развития. Поэтому в западноевропейских странах средневековое искусство (в собственном смысле) развивается только в течении раннего и зрелого феодализма (с 6 по 14-15 вв.).

Средневековое искусство - это особая ступень в мировом художественном развитии. Ее главнейшей особенностью является тесная связь с религией, ее догматами (непререкаемые истины веры, определенные и сформулированные церковью), отсюда спиритуализм (религиозно-философское течение, в основе которого — вера в реальность посмертной жизни и возможность общения с духами умерших) и аскетичность (аскет - человек, избравший путь воздержания и строгий образ жизни, предполагающий ограничения в получении удовольствий и использовании материальных благ ). Религия и ее общественный институт - церковь - была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Само "мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим" (богословским). Церковь являлась главным заказчиком искусства и, не следует забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом. Религиозное мышление формировало все средневековое искусство. Но, тем не менее, это не значит, что в средневековом искусстве не нашлось отражения реальным противоречиям жизни, что средневековые художники не стремились к поискам гармонии, не выражали в искусстве мечты о разумном устройстве мира. Средневековое искусство выражало это зашифрование, своим значительно более условным (конечно искусство все условно), чем в предыдущую эпоху, языком.

Другая интересная особенность искусства средневековья - ее близость к народному творчеству. Традиции языческой культуры, народные обычаи, устное творчество, задорный и хлесткий юмор народных карнавалов - все это наложило отпечаток  на средневековое искусство. Это искусство уже не игнорирует народ, и создается оно руками ремесленников, которые и вышли из этого же самого народа.

Конечно же, среди произведений искусств средневековья более всего сохранились объекты культового назначения. Церковь всегда понимала силу воздействия искусства на массы и относилась к нему как к Священному Писанию для неграмотных, главной задачей, которого, являлось наставлять в вере. Ничтожное земное существование, в соответствии с христианской религией, не сравнимо с загробным и не может быть предметом изображения, достойного внимания в искусстве. Тело - это уродливая тюрьма для души, ничтожный сосуд греха и соблазна, оковы для ее бессмертия. Так и рождается идеал из доктрин христианства, совершенно противоположный античности. Искусство теперь не стремиться подражать природе, реальным формам, оно превращается в символы запредельного.  Вырабатывается другая система пластического языка, выразительных приемов.

Язык средневекового искусства и его образный строй сложнее и экспрессивнее искусства античности, с большим драматизмом передает внутренний мир человека. В нем гораздо ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Средневековый мастер украшал храмы стремясь создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи и скульптуре. Но в самом художественном методе и системе средневекового искусства была заложена определенная заданность, сказывающаяся в предельной условности, в символике и аллегоризме образного языка, в жертву которым приносилась правдивая передача красоты физического облика человека.

Искусство западноевропейского средневековья подразделяется в своей эволюции на три этапа: дороманский (7-10 вв.), романский (11-12 вв.) и готический (13-15 вв.). Название "романский" происходит от слова "Roma", Рим, и возникло условно в 19в., когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с римской; название "готика" - от готов и еще более условно (как символ варварского искусства).

Комментариев нет:

Отправить комментарий